Адрес:
107258, Россия, Москва,
ул. 1-я Бухвостова, д.12/11, корп. 12

Телефоны:
 

+7(495) 223-67-92 

+7(495) 223-68-29


E-mail:  mt@ooork.ru

 
Исполнительный директор

 
Специалист коммерческого отдела

Часто задаваемые вопросы
5.png
4.png
4.png
1.png
19.07.2012

Техническая безопасность объектов наружной рекламы и информации резко снижается

 

Более 1,5 лет назад я уже поднимал ряд вопросов, касающихся технической безопасности объектов наружной рекламы и информации в городе Москве. К сожалению, за прошедшее время эти вопросы не только не решены, но ещё более обострились.

Проблемы технической безопасности объектов наружной рекламы и информации особенно остро проявились в июне 1998 года, когда на Москву обрушился ураган (в отдельных местах скорость ветра превышала 30 м/сек.). Я очень хорошо помню, к каким последствиям это привело. Рекламные (информационные) конструкции не выдержали натиска стихии. И было бы странно, если бы они выдержали. В тот период мало кто понимал, что нельзя развивать отрасль наружной рекламы, игнорируя, а подчас и не зная, о существовании нормативных требований, разработанных и используемых в строительстве. Что я имею ввиду?

            

 

До этого события средства наружной рекламы и информации (так это раньше называлось) изготавливались, устанавливались и эксплуатировались, как правило, без проекта, а в сфере потребительского рынка такая практика продолжается, к сожалению, и сейчас.

 

Сильный ветер июня 1998 года хорошо «освежил» мозги многих ответственных людей, в том числе и во властных структурах, после чего началась практическая реализация идеи проектирования и технической экспертизы средств наружной рекламы и информации.

 

Справедливости ради нужно сказать, что с 1992 по 1996 годы в Москве вышло 6 постановлений и распоряжений Правительства Москвы, в которых, в той или иной степени, отражались вопросы технической безопасности наружной рекламы в Москве.

 

Впервые специальный раздел «Технические нормы и требования безопасности монтажа и обслуживания средств наружной рекламы и информации» появился в Правилах размещения средств наружной рекламы и информации в городе Москве (постановление Правительства Москвы от 16 апреля 1996 года №335). В этом разделе было сформулировано требование о необходимости разработки проектов рекламных конструкций. После упомянутых событий июня 1998 года в Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве вводится требование по проведению технической экспертизы разработанных проектов и самих конструкций и требование по обследованию зданий и сооружений с целью определения их несущей способности, с учетом дополнительных нагрузок от размещаемых на них рекламных конструкций (постановление Правительства Москвы от 18 мая 1999 года № 442). В последующих нормативных правовых актах Правительства Москвы (постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП и постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2006 года № 908-ПП) требования по проектированию и экспертизе объектов наружной рекламы и информации были расширены, конкретизированы и ужесточены.

 

В силу объективных законов диалектики, предпринятые меры привели к неоднозначному результату. Начала прослеживаться тенденция к неисполнению владельцами ОНРИ установленных требований. Эта тенденция усилилась в связи с начавшимся в 2008 году кризисом и, особенно после введения в 2009 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях поправок, возлагающих на органы внутренних дел функции контроля за нарушением законодательства в области наружной рекламы. Отстранение Объединения административно-технических инспекций города Москвы от осуществления контроля за техническим состоянием ОНРИ при сохранении за ним функции контроля за внешним видом ОНРИ является не просто нелогичным, но и абсурдным. Теперь владелец ОНРИ, пользуясь полной бесконтрольностью и безнаказанностью, считает, что ему вообще можно не проходить плановую экспертизу, в соответствии с действующими Правилами (постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2006 года № 908-ПП). Хотя в Правилах (п.7.4.1) четко записано, что объект наружной рекламы и информации не может эксплуатироваться без действующего экспертного заключения.

 

В результате, за последние 5 лет количество ОНРИ, проходящих экспертизу, резко сократилось (см. рис. 1) . Оценить, сколько конструкций и электроустановок ОНРИ, особенно принадлежащих предприятиям потребительского рынка, не проходили оценки технической безопасности вообще, не представляется возможным, так как единая электронная база учета отсутствует. При этом, уровень безопасности ОНРИ продолжает снижаться (см. рис. 2) . Последнее обстоятельство объясняется, с одной стороны, снижением эксплуатационных расходов владельцами ОНРИ, ранее выделявшихся на поддержание их качества и безопасности, но значительно урезанных в период кризиса, а, с другой стороны, и это самое главное, ослаблением контроля за безопасностью ОНРИ на всех уровнях.

 

Мне представляется, что для решения этих проблем нужно двигаться по пяти основным направлениям.

 

Первое. Внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне (ФЗ «О рекламе», КоАП РФ), с целью устранения правовых лазеек, не позволяющих в настоящее время применять меры воздействия к нарушителям требований безопасности ОНРИ. В рамках этой деятельности необходимо активно возобновить и в самые кратчайшие сроки завершить работу по подготовке и принятию Технического регламента, регулирующего все вопросы размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации.

 

Второе. Подготовка и принятие нового постановления Правительства Москвы (взамен действующего постановления №908-ПП), с учетом положительного и отрицательного опытов, накопленных за время действия упомянутого документа.

 

Третье. Внесение существенных изменений в Технические условия на конструкции и электроустановки объектов наружной рекламы и информации, действующие с 1999 года. За период с 1999 по 2012 годы введены в действие новые или внесены изменения в действующие нормативные правовые акты федерального и отраслевого уровней, которые ужесточают требования безопасности, в том числе и к ОНРИ. Это, прежде всего, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон РФ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-Р, ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования»; Свод правил СП 20.13.330.2011 «Нагрузки и воздействия»; Свод правил СП 16.13.330.2011 «Стальные конструкции», «Правила устройства электроустановок, 7 изд.» и др.

 

Проведение проектирования и экспертизы по упомянутым выше действующим Техническим условиям не обеспечивает безопасность конструкций и электроустановок ОНРИ.

 

Сложившаяся ситуация с практическим отсутствием актуализированной нормативной базы, определяющей безопасность ОНРИ, и резкое ослабление контроля за их безопасностью, неизбежно приведет к повторению печальных последствий, имевших место после урагана в Москве в 1998 году.

 

Четвертое. Налаживание механизма контроля за безопасностью объектов наружной рекламы и информации. Для этого крайне необходимо доработать и ввести в действие единую электронную базу данных, отражающую прохождение плановых и внеплановых экспертиз конструкций и электроустановок ОНРИ, и принятие мер воздействия к нарушителям требований безопасности.

 

Пятое. Повышение качества работы, и, как следствие, повышение качества и безопасности самих объектов наружной рекламы и информации на всех стадиях их жизненного цикла: проектирование, изготовление, монтаж, эксплуатация и т.д.

 

Здесь речь идет о качестве работы всех организаций, участвующих в этих процессах во всех её аспектах. Это и качество проектирования, которое и раньше было не на высоте, а сейчас, после отмены лицензирования и отсутствия требования о наличии допуска на выполнение этих работ, выданного саморегулируемой организацией, остается очень низким.

 

Это и качество экспертизы. Чего греха таить, резкое снижение объемов заказов заставляет экспертные организации снижать цены. А дешево-хорошо не бывает.

 

Это и качество производства и монтажа ОНРИ, когда используются дешевые материалы и дешевая рабочая сила.

 

Это и отсутствие экспертизы на соответствие проекту и не принятия объектов в эксплуатацию после монтажа (прямое нарушение п.п.7.3.8 и 7.3.9 действующих Правил). В результате имеют место падение даже небольших конструкций (менее 6 кв.м.) при относительно незначительных ветровых нагрузках.

 

Это и то, о чем сказано выше, снижение качества эксплуатации и неработоспособность механизма контроля за безопасностью ОНРИ в процессе эксплуатации.

 

Но, несмотря на сложность имеющихся проблем, я считаю, что в Москве достаточно грамотных и опытных специалистов, способных решить эти задачи.

 

Нужна политическая воля. Нельзя допускать впредь, чтобы объекты наружной рекламы и информации, в том числе, естественно, и праздничное оформление, продолжали угрожать жизни и здоровью людей и наносили вред имуществу и окружающей среде. Вопросы безопасности – это не предмет баланса интересов, как приходится иногда слышать.

 

Пора уже понять, что нельзя надеяться на «авось», что нельзя подвергать опасности людей и подрывать репутацию сложившейся отрасли бизнеса наружной рекламы и информации в городе Москве, да и не только в Москве.

 

И в заключении, позволю себе провести некоторую аналогию, банальную и всем понятную. Болезнь легче предотвратить, чем её лечить. Конструкции и электроустановки ОНРИ, так же как и люди, физически изнашиваются и теряют свою работоспособность. Поэтому необходима систематическая профилактическая работа, которая к тому же, если грамотно посчитать, экономически выгодна.

 

Генеральный директор ООО «Реклама-Качество» Э.А. Мендельсон

 
Copyright © 2004-2016 ООО "Реклама - Качество". Проектирование и экспертиза рекламных (информационных) конструкций. Обследование зданий и сооружений.